Рефракция у детей — особенности, изменения

5029

Глаз новорожденного имеет значительно более короткую, чем глаз взрослого, переднезаднюю ось (примерно 17—18 мм) и более высокую (80,0—90,9 дптр) преломляющую силу. Особенно значительны различия в преломляющей силе хрусталика: 43,0 дптр у детей и 20,0 дптр у взрослых. Преломляющая сила роговицы глаза новорожденного равна в среднем 48,0 дптр, взрослого — 42,5 дптр.

Глаз новорожденного, как правило, имеет гиперметропическую рефракцию. Степень ее составляет в среднем 2,0 — 4,0 дптр. Рефракция глаза новорожденного широко варьирует. На рис. 24 представлены гистограммы распределения клинической рефракции глаз новорожденных и взрослых. Такие гистограммы называют рефракционными кривыми.

Рефракция у детей - особенности, изменения Рис. 24. Кривые рефракции новорожденных (I) и взрослых (II)

В первые 3 года жизни ребенка происходит интенсивный рост глаза, a также уплощение роговицы и особенно хрусталика. К 3-м годам длина переднезадней оси глаза достигает 23 мм, т. е.

составляет примерно 95% от размера  глаза взрослого. Pост глазного яблока продолжается до 14—15 лет.

К этому возрасту длина оси глаза достигает в среднем 24 мм, преломляющая сила роговицы — 43,0 дптр, хрусталика — 20,0 дптр.

По мере роста глаза вариабельность его клинической рефракции уменьшается. Рефракция глаза медленно усиливается, т. е. смещается в сторону эмметропической. Рефракционная кривая взрослых в отличие от таковой новорожденных имеет острую вершину в области слабой (0—+1,0 дптр) гиперметротии и асимметричную форму: кривая на стороне близорукости более пологая и длинная, чем на стороне дальнозоркости. Процесс превращения пологой симметричной рефракционной кривой новорожденных в островершинную несимметричную кривую взрослых носит название процесса эмметропизации. Есть веские основания считать, что рост глаза и его частей в этот период — саморегулируемый процесс, подчиняющийся определенной цели — формированию слабой гиперметропической или амметропической рефракции. Об этом свидетельствует наличие высокой обратной корреляции (от —0,56 до +0,80) между длиной переднезадней оси глаза и его преломляющей силой. Представление о частоте отдельных видов клинической рефракции глаза в детском и молодом возрасте дают табл. 8 и рис. 25, при построении которых использованы данные В. Ф. Уткина (1971).

Таблица 8. Частота отдельных видов рефракции в детском и молодом возрасте

Рефракция у детей - особенности, изменения Анализ табл. 8 и рис. 25 показывает, что в первые годы жизни ребенка преобладающим видом рефракции является дальнозоркость. Так, в возрасте до 3 лет она выявлена в 92,8% всех исследованных глаз. Частота эмметропической рефракции и близорукости в этом возрасте очень мала соответственно 3,7 и 2%. По мере увеличения возраста распространенность дальнозоркости уменьшается, но остается на достаточно высоком уровне, а эмметрапической рефракции и близорукости увеличиваются. Рефракция у детей - особенности, изменения Рис. 25. Изменения частоты отдельных видов рефракции по мере увеличения возраста: 1 — лица с Нm и Нm-астигматизмом; II — с М и М-астигматизмом; III — с Em; IV — со смешанным астигматизмом Особенно заметно увеличивается частота близорукости начиная с 11—14 лет. В возрасте 19—25 лет удельный вес ее достигает 28,7%. На долю дальнозоркости и эмметропической рефракции в этом возрасте приходится 31,2 и 39,7% соответственно. Хотя количественные показатели распространенности отдельных видов рефракции глаз у детей, приводимые разными авторами, заметно варьируют, отмеченную выше общую закономерность изменения рефракции глаз по мере увеличения возраста подчеркивают все. Предпринимаются попытки установить средневозрастные нормы рефракции глаз у детей и использовать этот показатель для решения практических задач. Однако, как показывает анализ статистических данных, величина рефракции у детей одного и того же возраста настолько различается (табл. 9), что такие нормы могут быть лишь условными. Указанные закономерности выявлены при анализе результатов однократного обследования больших групп детей (так называемый поперечный срез структуры рефракции) и в принципе правильно отражают общую тенденцию формирования рефракции глаз у детей. Помимо этой общей тенденции, отмечаются некоторые особенности процесса рефрактогенеза, выявляемые при многократных обследованиях одних и тех же групп детей на протяжении многих лет (так называемый продольный срез структуры рефракции). По данным Э. С. Аветисова и соавт. (1976), в процессе наблюдения за детьми дошкольного возраста в течение 3—5 лет установлено, что у 32,6% из них рефракция усилилась, у 47,1% не изменилась и у 20,3% стала слабее (табл. 10). Очевидно, указанными особенностями рефрактогенеза во многом объясняется то обстоятельство, что, помимо приближения рефракции к эмметропии, уменьшается ее вариабельность (рис. 26).

Таблица 9. Рефракция глаз у детей в возрасте 2—5 лет

Рефракция у детей - особенности, изменения

Таблица 10. Динамика изменения рефракции глаз у детей дошкольного возраста

Рефракция у детей - особенности, изменения

Статическая рефракция продолжает медленно изменяться в течение жизни. Общая тенденция к изменению (средней величины рефракции, начиная с рождения и кончая возрастом 70 лет, отражена на схеме (рис. 27), составленной R. Saichsenweger (1971).

Согласно этой схеме, можно выделить две фазы гиперметропизации глаза (ослабление рефракции) — в раннем детском возрасте и в период от 30 до 60 лет и две стадии миопизации глаза (усиление рефракции) — в возрасте от 10 до 30 лет и после 60 лет.

Следует иметь в виду, что мнение об ослаблении рефракции в раннем детском возрасте и усилении ее после 60 лет разделяют не все исследователи.

С увеличением возраста изменяется также динамическая рефракция глаза (рис. 28). Особого внимания заслуживают три возрастных периода. Первый — от рождения до 5 лет — характеризуется прежде всего неустойчивостью показателей динамической рефракции глаза. Рефракция у детей - особенности, изменения Рис. 26. Развитие рефракции в детском возрасте (схема): I — динамика средней рефракции; II — дети, у которых рефракция усилилась; III — дети, у которых рефракция не изменилась; IV — дети, у которых рефракция стала слабее; заштрихованная зона — величина рефракции, отмечавшаяся у 75% детей данного возраста. Рефракция у детей - особенности, изменения Рис. 27. Динамика рефракции в течение жизни (схема) В этот период ответ аккомодации на запросы зрения и склонность ресничной мышцы к спазму не вполне адекватны. Рефракция в зоне дальнейшего зрения лабильна и легко сдвигается в сторону близорукости. Врожденные патологические состояния (врожденная близорукость, нистагм и др.), при которых снижается деятельность динамической рефракции глаза, могут задерживать ее нормальное развитие. Тонус аккомодации обычно достигает 5,0—6,0 дптр и более в основном за счет гиперметропической рефракции, характерной для данного возрастного периода. При нарушении бинокулярного зрения и бинокулярного взаимодействия систем динамической рефракции может развиться патология глаза различных видов, прежде всего косоглазие. Ресничная мышца недостаточно работоспособна и еще не готова к активной зрительной работе на близком расстоянии. Рефракция у детей - особенности, изменения Рис. 28. Изменения динамической рефракции по мере увеличения возраста: I — статическая рефракция глаза; II — динамическая рефракция глаза в зоне дальнейшего видения (определение с помощью линз); III — динамическая рефракция глаза в зоне относительного покоя аккомодации; IV — динамическая рефракция глаза в зоне ближайшего видения

Два других периода это, по-видимому, критические возрастные периоды повышенной уязвимости динамической рефракции: возраст 8—14 лет, в котором происходит особенно активное формирование системы динамической рефракции глаза, и возраст 40—50 лет и более, когда эта система подвергается инволюции. В возрастной период 8—14 лет статическая рефракция приближается к эмметропии, в результате чего создаются оптимальные условия для деятельности динамической рефракции глаза.

Вместе с тем это период, когда общие нарушения организма и адинамия могут оказывать неблагоприятное действие на ресничную мышцу, способствуя ее ослаблению, и значительно возрастает зрительная нагрузка. Следствием этого является склонность к спастическому состоянию ресничной мышцы и возникновению миопии. Усиленный рост организма в этот препубертатный период способствует прогрессированию близорукости. Из особенностей динамической рефракции глаза у лиц 40—50 лет и старше следует выделить изменения, представляющие собой закономерные проявления возрастной инволюции глаза, и изменения, связанные с патологией органа зрения и общими болезнями пожилого и старческого возраста.

К типичным проявлениям физиологического старения глаза можно отнести: пресбиопсию, обусловленную главным образом снижением эластичности хрусталика, уменьшение объема аккомодации, медленное ослабление рефракции (снижение степени близорукости, переход эмметропической рефракции в дальнозоркость, повышение степени дальнозоркости), увеличение относительной частоты астигматизма обратного типа, более быструю утомляемость глаз вследствие снижения агитационной способности.

Из состояний, связанных с возрастной патологией глаза, на первый план выступают изменения рефракции при начинающемся помутнении хрусталика. Из общих болезней, оказывающих наибольшее влияние на динамическую рефракцию, следует выделить сахарный диабет, при котором оптические установки глаза характеризуются большой лабильностью.

Аветисов Э.С., Ковалевский Е.И., Хватова А.В.

Опубликовал Константин Моканов

Острота зрения у детей

Рефракция у детей - особенности, изменения

Причины отклонений зрения бывают:

  • врожденными, то есть те, которые появились еще в период беременности матери;
  • приобретенные, образовавшиеся под воздействием какого-либо внешнего фактора.

На развитие зрения у малышей могут оказать влияние заболевания зрительного аппарата либо системные недуги. Отклонения в работе сердечно-сосудистой, эндокринной системы, почек, легких, ЛОР-органов, детские инфекционные заболевания могут спровоцировать нарушения зрения.

Когда проводится первый осмотр

У только что родившегося малыша зрительная система еще не сформирована, ее становление происходит на протяжении нескольких лет. В норме зрение у такого ребенка в два раза хуже, чем у взрослого человека. Как правило, исследование глаз у малыша выполняется впервые, когда ему исполнилось 3 месяца. Во время приема специалист:

  • проводит наружный осмотр зрительной системы;
  • устанавливает, может ли ребенок фиксировать взгляд на статичном предмете и отслеживать движущийся;
  • проводит скиаскопию — определяет рефракцию глаза;
  • определяет состояние глазного дна.
Читайте также:  Срок годности и правила хранения для анализа крови и мочи

Возрастной нормой считается незначительное периодическое косоглазие. При этом малыш должен хорошо удерживать взор, отслеживать предметы. Подвижность глаз должна быть полной и одинаковой для обеих глазных яблок во всех направлениях.

Для определения остроты детского зрения выполняется скиаскопия. Офтальмолог направляет в глаз ребенка луч света и наблюдается за характером перемещения тени в зрачке.

Врач поочередно подносит к глазу линзы и устанавливает, при какой тень перестает перемещаться. После проведения вычислений, устанавливает диагноз.

Для получения уточненных результатов на протяжении 5 суток до обследования малышу проводят атропиновую терапию, капают капли в глазки.

Норма остроты зрения у детей в 3 месяца составляет +3,0 — +3,5 диоптрии, то есть дальнозоркость присуща практически всем здоровым малышам. Это объясняется небольшим размером глазного яблока. С возрастом он увеличивается и зрение ребенка нормализуется.

Офтальмоскопия проводится с целью осмотра глазного дна, также оценивается прозрачность хрусталика и других составляющих оптической системы глаза. Глазное дно у малыша и взрослого существенно отличается. У маленьких детей сетчатка бледно-розовая, диск нерва имеет сероватый оттенок и немного стушеванные контуры.

Первичный осмотр при выявлении патологий

Определить остроту зрения у новорожденных окулисты пытаются редко, в норме она составляет 0,1, но исследовать зрительную систему офтальмолог может непосредственно в роддоме. 

Рефракция у детей - особенности, изменения

Такая диагностика проводится деткам, которые родились с массой тела до 2 кг. По решению врача полный осмотр выполняется в месяц. Это касается малышей с отклонениями:

  • травмами, полученными во время прохождения по родовым путям;
  • асфиксией;
  • родившихся раньше срока;
  • постоянным слезотечением.

Важным показателем в этот период является способность фиксировать взгляд. Месячному малышу демонстрируют яркий предмет, он должен задержать на нем взгляд на несколько секунд.

Диагностика в полгода и год

После трех месяцев зрение малыша становится лучше, он уже может удерживать взгляд на игрушке и брать ее в руки. Родителей должны насторожить такие моменты:

  • частая краснота глазных яблок;
  • выделения;
  • устойчивое косоглазие;
  • ритмичные колебания глаз.

При появлении одного из этих симптомов не следует дожидаться плановой проверки, покажите малыша офтальмологу как можно быстрее.

Проверка остроты зрения у ребенка в полгода выполняется в такой же последовательности, как и у трехмесячного. Степень дальнозоркости может незначительно снизиться либо остаться на том же уровне.

Результаты исследований обязательно сравнивают с предыдущими. Косоглазия в этом возрасте быть не должно.

Сетчатка становится розового оттенка, а диск зрительного нерва – бледно-розовым, имеет точные контуры.

В год ребенок с нормальной остротой зрения хорошо различает предметы, воспринимает мимику окружающих, однако стоит учитывать, что зрение в этот период еще отличается от взрослого. На приеме у офтальмолога проводится визиометрия, скиаскопия либо авторефрактометрия, позволяющая уточнить степень рефракции.

Дальнозоркость должна уменьшиться по сравнению с показателями, которые были получены в полгода, и варьироваться в пределах от +2,5 до +3,0 диоптрий.

Проверка остроты зрения у ребенка затем выполняется по достижении им двухлетнего возраста, при оформлении в детское дошкольное заведение (в основном это 3 года), в 4 годика, а также перед поступлением в школу.

В норме зрительных нарушений в этот период быть не должно. Во время учебы осмотры выполняют ежегодно.

Осмотр малышей после трех лет

Рефракция у детей - особенности, изменения

На приеме офтальмолог производит визуальный осмотр глаз малыша. При изучении глазного яблока оценивает его величину, форму, способность синхронно двигаться. Некоторые патологии специалист может определить сразу, к примеру, косоглазие, инфекционно-воспалительные процессы.

Таблица Орловой для проверки зоркости применяется для детей, достигших трехлетнего возраста. На этом плакате вместо букв располагаются картинки, уменьшающиеся сверху-вниз. Ребенка усаживают на расстоянии 5 метров. Тестирование выполняют в основном без применения коррекционных линз. Если же малыш с нарушениями зрения, то диагноз уточняется с помощью скиаскопии либо авторефрактометрии.

Также в этом возрасте проводится:

  • биомикроскопия — оценивается состояние прозрачности составляющих оптической системы глаза;
  • офтальмоскопия — исследуется глазное дно;
  • периметрия — диагностика, связанная с остротой периферического зрения.

Нормы зрения в детском возрасте

Возраст ребенка — основной критерий, по которому определяется в норме зрительный аппарат или нет. Нормой в детском возрасте считается острота:

  • 2 годика — 0,4 — 0,7;
  • 3 годика — 0,6 — 0,9;
  • 4 годика — 0,7 — 1,0;
  • 5 лет — 0,8 — 1,0;
  • 6 лет и в более старшем возрасте — 0,9 — 1,0.

Наиболее быстрое увеличение глазного яблока происходит в возрасте до 3 лет, затем он замедляется, поэтому чем старше ребенок, тем меньше степень дальнозоркости. Ее снижения всегда должно происходить адекватно возрасту.

В тех случаях, когда запас дальнозоркости уменьшается стремительно, возрастает риск возникновения близорукости; если же глаза новорожденного имеют большой запас и не растрачивают его со временем, возможно появление патологической дальнозоркости.

Дети с нарушениями остроты зрения должны проходить обследование не реже, чем раз в 6 месяцев, диспансерное наблюдение позволяет своевременно выявить осложнения и провести адекватную терапию.

Возможные нарушения

Самыми частыми отклонениями зрения у малышей являются: близорукость, дальнозоркость и астигматизм. Оптическая система глаза состоит из нескольких линз. Свет, проходя сквозь них, преломляется и фокусируется на сетчатке.

В случае, если точка соединения лучей располагается перед ней, то у малыша возникает близорукость, если за ней, то дальнозоркость.

В каждом из этих случаев следует отслеживать остроту возрастных изменений у детей и своевременно корректировать.

Подобные патологии могут стать причиной развития амблиопии или ленивого глаза. При этом заболевании импульсы не поступают в головной мозг, и картинка не формируется, поэтому даже если ребенок будет в очках, он все равно не сможет видеть.

Острота человеческого зрения крайне важна для полноценной жизни. Если вы заметили, какие-либо симптомы, свидетельствующие о возможных отклонениях в развитии зрительного аппарата, не откладывайте визит к офтальмологу. Своевременная терапия и коррекция позволяют избежать многих негативных последствий.

Нарушения рефракции глаза у детей

Изменение остроты зрения вблизи или вдаль.

  • Эмметропия – или нормальная рефракция глаза. При этом виде рефракции главный фокус глаза (точки пересечения лучей, проходящих через оптическую систему глаза) совпадает с сетчаткой (внутренней оболочкой глаза, клетки которой преобразуют лучи света в нервные импульсы). Человек, имеющий эмметропию, различает четко все предметы на расстоянии и вблизи. О таком человеке говорят, что имеет нормальное или 100%-ое зрение. В очковой коррекции такие люди не нуждаются.
  • Миопия (близорукость) – такой вид рефракции, при котором задний главный фокус глаза находится перед сетчаткой. Люди, имеющие миопию, четко видят предметы вблизи и мутно, расплывчато вдали. Миопия имеет три степени: слабую – до 3 диоптрий (единицы измерения преломляющей силы линзы), среднюю – от 3 до 6 диоптрий и высокую – свыше 6 диоптрий. Люди, имеющие слабую степень миопии, могут не нуждаться в коррекции или пользоваться очками только для дали – например, чтобы увидеть, что написано на доске или чтобы посмотреть телевизор.
  • Гиперметропия (дальнозоркость) – вид рефракции, при котором главный фокус глаза находится позади сетчатки. Люди, имеющие гиперметропию, плохо видят вблизи и вдаль. Им тяжело дается выполнение работы на близком расстоянии – чтение, вышивание и т.д. У гиперметропии также выделяют три степени: слабую, среднюю и высокую. При слабой степени гиперметропии, хрусталик может изменять свою кривизну, чтобы усилить преломляющую силу глаза – такие пациенты часто не нуждаются в очковой коррекции. Люди, со средней и высокой степенью, пользуются очками для близи, например, при чтении книг.
  • Анизометропия – это наличие разных видов рефракции у одного и того же человека. Например, один глаз может быть миопийным (близоруким), а другой гиперметропийным (дальнозорким) или вид рефракции будет одинаковым, но один глаз, например, будет иметь среднюю степень миопии, а другой – высокую.
  • Анизейкония — это нарушение рефракции, при котором один и тот же предмет на обеих сетчатках глаз выглядит разновеликим, т.е. имеет разный размер. Анизейкония обычно является следствием анизометрии.
  • Астигматизм – как правило, врожденное нарушение, которое заключается в сочетании в глазу различной степени одной и той же рефракции (миопической или гиперметропической) или различных видов ее (смешанный астигматизм). Без очковой коррекции зрительные функции при астигматизме значительно снижены.
  • Пресбиопия (греч. — « старческое зрение») — возникающее после 40-45 лет снижение остроты зрения вблизи. Человек не может как раньше работать с мелкими предметами или читать мелкий шрифт книги или газеты. Обычно причиной пресбиопии является уплотнение хрусталика, которое считается естественным признаком старения организма.
  • Амблиопия (« ленивый глаз»)— это снижение центрального зрения (это центральный участок видимого пространства, осуществляется центральной частью сетчатки глаза), чаще на одном глазу. Наиболее частой причиной амблиопии являются косоглазие, наличие анизометропии, помутнение хрусталика одного глаза, рубец на роговице (прозрачной оболочке глаза).

Причиной нарушения рефракции глаза могут быть следующие факторы:

  • наследственность – если один из родителей или оба имеют нарушения рефракции, то с вероятностью 50% и выше их дети тоже будут иметь подобные нарушения;
  • перенапряжение глаз – длительные и интенсивные нагрузки на орган зрения;
  • неправильная коррекция – отсутствие своевременной коррекции нарушения рефракции или неправильно подобранные очки или контактные линзы способствуют усугублению сложившейся ситуации;
  • нарушение анатомии глазного яблока – уменьшение или увеличение его размеров или нарушение преломляющей способности роговицы (прозрачной оболочки глаза) или хрусталика (биологической линзы) вследствие его помутнения;
  • дети, имеющие низкий вес при рождении или являющиеся недоношенными, чаще имеют нарушения рефракции;
  • травмы органа зрения;
  • перенесенные операции на глазах;
  • возраст — после 40-45 лет у большинства   людей отмечается ухудшение зрения вблизи. Это связано с уплотнение уплотнением хрусталика, которое считается естественным признаком старения организма хрусталика, которое считается естественным признаком старения организма.
Читайте также:  Можно ли женщинам вылечить цистит без антибиотиков?

LookMedBook напоминает: что данный материал размещен исключительно в ознакомительных целях и не заменяет консультацию врача!

  1. Врач терапевт поможет при лечении заболевания

    Записаться к врачу терапевту

  • Анализ анамнеза заболевания и жалоб когда (как давно) у пациента появились жалобы на снижение зрение вдаль или нарушение зрения вблизи; при амблиопии, анизометропии жалобы могут отсутствовать.
  • Анализ анамнеза жизнистрадают ли родители пациента нарушением зрительных функций; были ли у пациента травмы или операции органа зрения.
  • Визометрия – это метод определения остроты зрения (способность глаза различать окружающие предметы раздельно и четко) с помощью специальных таблиц. В России  чаще всего используют таблицы Сивцева-Головина, на  которых написаны буквы разного размера — от крупных, расположенных вверху, до мелких, находящихся внизу. При 100%-ом зрении человек видит 10-ую строку с расстояния 5-ти метров. Есть аналогичные таблицы, где вместо букв  нарисованы кольца, с разрывами определенной стороны. Человек должен  сказать доктору, с какой стороны разрыв (сверху, снизу, справа, слева).
  • Автоматическая рефрактометрия – исследование рефракции глаза (процесса преломления световых лучей в оптической системе глаза) при помощи специального медицинского прибора (автоматического рефрактометра).
  • Циклоплегия – медикаментозное « отключение» аккомодационной (ресничной) мышцы (мышцы, которая помогает глазу одинаково хорошо видеть предметы, находящиеся на разном расстоянии) глаза с целью выявления ложной миопии или спазма аккомодации — нарушения свойства глаза одинаково хорошо видеть предметы на разном расстоянии. У человека с нормальным зрением выявится « физиологическая» близорукость, обусловленная спазмом ресничной мышцы. Если же миопия после циклоплегии уменьшается, но не исчезает, то эта остаточная миопия является постоянной и требует коррекции.
  • Офтальмометрия – измерение радиусов кривизны и преломляющей силы (силы, изменяющей направление световых лучей) роговицы (прозрачной оболочки глаза).
  • Ультразвуковая биометрия (УЗБ), или А-сканирование — ультразвуковое исследование структур глаза. Методика представляет полученные данные в виде одномерного изображения, позволяющего оценить расстояние до границы сред (структур организма) с разным акустическим (звуковым) сопротивлением. Позволяет оценить состояние передней камеры глаза, роговицы, хрусталика, определить длину передне-задней оси глазных яблок.
  • Пахиметрия – ультразвуковое исследование толщины роговицы глаза.
  • Биомикроскопия глаза – бесконтактный метод диагностики заболеваний глаз с помощью специального офтальмологического микроскопа, совмещенного с осветительным прибором. Комплекс « микроскоп-осветительный прибор» называется щелевой лампой.
  • Скиаскопия – метод определения рефракции глаза, основанный на наблюдении за движением теней в области зрачка при освещении глаза светом, отраженным от зеркала.
  • Проверка зрение на фороптере – во время этого исследования пациент смотрит на специальные таблицы через фороптер. Таблицы находятся на разном расстоянии. В зависимости от того, насколько пациент хорошо видит эти таблицы, делается заключение о виде имеющейся у него рефракции. Также этот прибор позволяет исключить ошибки при выписывании рецепта на очки. Также с помощью фороптера можно измерять фории (скрытое косоглазие), исследовать различные параметры аккомодации (свойства глаза одинаково четко видеть предметы, находящиеся на разном расстоянии от глаза), горизонтальные и вертикальные вергенции (движение одного глаза или обоих глаз, при котором зрительные оси дивергируются (расходятся) или конвергируются (сходятся).
  • Компьютерная кератотопография – метод исследования состояния роговицы с помощью лазерных лучей. Во время проведения этого исследования специальный медицинский прибор компьютерный кератотопограф сканирует роговицу с помощью лазера. Компьютер выстраивает цветное изображение роговицы, где разными цветами обозначает ее истончение или утолщение.
  • Офтальмоскопия – исследование глазного дна с помощью специального прибора офтальмоскопа. Этот метод позволяет оценить состояние сетчатки, диска зрительного нерва (место выхода зрительного нерва из черепа, зрительный нерв является проводником импульсов в головной мозг, благодаря которым в мозге возникает изображение окружающих предметов), сосудов глазного дна.
  • Подбор подходящих стекол (линз) в кабинете врача-офтальмолога находится набор линз, имеющий разные степени рефракции, пациенту подбираются оптимально подходящие ему линзы с помощью проверки остроты зрения, используя таблицы Сивцева-Головина.

Для всех нарушений рефракции:

  • очковая коррекция  — постоянное или периодическое ношение очков с линзами, подобранными для определенного вида и степени рефракции;
  • линзовая коррекция – ношение контактных линз, подобранных для определенного вида и степени рефракции.

При  наличии миопии, гиперметропии, анизометропии или астигматизма:

  • лазерная коррекция зрения – изменение толщины роговицы с помощью лазерных лучей, как следствие, изменение ее преломляющей силы.

При наличии выраженной пресбиопии и уплотнении хрусталика:

  • замена уплотненного хрусталика искусственным с помощью хирургического вмешательства.

Коррекция амблиопии:

  • окклюзия здорового глаза — заклеивание или накладывание специальной окклюзии (заслонки) более здорового глаза на 2 — 6 часов в день с целью тренировки более слабого глаза.

Тренировка амблиопичного глаза:

  • ортоптическое лечение — восстановление с помощью специальных медицинских аппаратов и компьютерных программ бинокулярного зрения — способности человека одинаково четко видеть окружающие предметы обоими глазами; 
  • плеоптическое лечение  – усиление зрительной нагрузки на косящий глаз. Для проведения этого вида лечения используют различные раздражители — световые, хроматические (цветные), а также применяют электростимуляцию, электромагнитную стимуляцию, вибромассаж, рефлексотерапию);
  • правильная коррекция имеющейся аметропии — ношение правильно подобранных очков или контактных линз;
  • устранение косоглазия хирургическим методом.

У детей нарушение рефракции часто осложняется развитием рефракционной амблиопии (снижение центрального зрения, чаще на одном глазу), косоглазия. Развитие у детей косоглазия при нарушениях рефракции возникает намного чаще, чем у взрослых. Зачастую врач первоначально обращает внимание на имеющееся косоглазие у ребенка, а затем уже на какое-либо нарушение рефракции. Не встречается пресбиопия — возникающее после 40-45 лет снижение остроты зрения вблизи.

  • Посещение офтальмолога 1 раз в год, даже при нормальной рефракции глаза (процессе преломления световых лучей в оптической системе глаза).
  • Режим освещения – стараться давать зрительные нагрузки при хорошем освещении, не использовать лампы дневного света.
  • Режим зрительных и физических нагрузок – необходимо давать отдых глазам после полученной нагрузки.
  • Гимнастика для глаз – комплекс упражнений, направленный на расслабление и укрепление глазных мышц.
  • Адекватная коррекция зрения – ношение только соответствующих вашей рефракции очков и контактных линз.
  • Умеренные физические нагрузки – плавание, прогулки на свежем воздухе, массаж воротниковой зоны и т.д.
  • Полноценное сбалансированное разнообразное питание.

Рефракция глаза – процесс преломления световых лучей в оптической системе глаза. Оптическая система глаза довольна сложна, она состоит из нескольких частей: роговицы (прозрачной оболочки глаза), влаги передней камеры (это пространство, заполненное жидкостью, находится между роговицей и радужкой глаза (радужка определяет цвет глаз)), хрусталика (биологическая прозрачная линза, находящаяся позади зрачка) и стекловидного тела (студнеобразное вещество, которое находится за хрусталиком). Свет, проходя через все компоненты оптической системы глаза, попадает на сетчатку – внутренняя оболочка глаза, клетки которой преобразуют частицы света в нервные импульсы, благодаря которым в головном мозге человека формируется изображение. Рефракцию глаза измеряют в диоптриях – это единицы измерения преломляющей силы линзы. Рефракция зависит от многих характеристик: радиусов кривизны передней и задней поверхности роговицы (прозрачной оболочки глаза) и хрусталика (биологической линзы), расстояния между ними, а также от расстояния между задней поверхностью хрусталика и сетчаткой (внутренней оболочкой глаза). Для человека важна так называемая клиническая рефракция глаза – т.е. положение заднего главного фокуса (точки пересечения лучей, проходящих через оптическую систему глаза) по отношению к сетчатке. Если задний главный фокус лежит на сетчатке, то человек  имеет нормальное зрение.

Аметропия — это любое нарушение рефракции глаза. При возникновении аметропии снижается острота зрения вблизи или вдаль, в зависимости от вида нарушения рефракции.

Нарушение зрение значительно влияет на качество жизни пациента, ведь 90% информации об окружающем мире мы получаем с помощью органа зрения.

Человек, имеющий аметропию, нуждается в консультации врача-офтальмолога и проведении коррекции имеющегося нарушения рефракции.

Зрение у детей

Нормальное функционирование зрительной системы ребенка — необходимое условие не только для обеспечения самого зрительного процесса, но и для развития всех органов и систем организма, т. к. глаз — это не только орган зрения, но и «потребитель» световой энергии. Благодаря стимулирующему действию света в организме железами внутренней секреции вырабатываются гормоны гипофиза, надпочечников, щитовидной железы, половых желез и др. Более быстрая адаптация организма новорожденного к внешним условиям, его правильное развитие и рост в большой степени зависят от правильного функционирования зрительной системы. Именно поэтому зрительный анализатор у детей формируется достаточно быстро. Рост и развитие глаза у ребенка в основном завершаются к 2–3 годам, а в последующие 15–20 лет происходит меньше изменений, чем за первые годы.

Особенно важным для дальнейшего нормального функционирования зрительной системы ребенка является правильная закладка и развитие органа зрения еще до рождения.

Существуют особые критические периоды развития, когда закладка того или иного органа становится особенно чувствительной к различным повреждающим факторам.

Результаты клинических наблюдений свидетельствуют о том, что нарушения в развитии глаза могут вызываться:

  • авитаминозом А (слепота);
  • влиянием хлорида лития (циклопия, анофтальм) и роданида натрия (гидрофтальм);
  • гипоксией (катаракта, недоразвитие);
  • диагностической рентгенографией беременных (микрофтальм, катаракта, слепота);
  • инфекционными болезнями, избыточным или длительным введением препаратов при сахарном диабете (аплазия зрительного нерва, слепота, катаракта) и т. д.

Однако изменения могут быть обусловлены и влиянием врожденно-наследственных факторов. К моменту рождения глаз ребенка, в случае нормального дородового развития, имеет все оболочки, однако существенно отличается по размерам, массе, гистологической структуре, физиологии и функциям от глаза взрослого.

Глаз новорожденного

Глаз новорожденного имеет значительно более короткую, чем у взрослого, переднезаднюю ось (ок. 16-18 мм) и, соответственно, более высокую (80,0-90,9D) преломляющую силу.

К году переднезадний размер глазного яблока ребенка увеличивается до 19,2 мм, к 3-м годам — до 20,5 мм, к 7-ми — до 21,1 мм, к 10-ти — до 22 мм, к 15-ти годам составляет около 23 мм и к 20–25 — примерно 24 мм.

Однако, величина и форма глазного яблока зависят от вида и величины того или иного вида рефракции (нарушения рефракции — миопия, гиперметропия, нормальная рефракция — эмметропия). Размеры глазного яблока ребенка имеют большое значение при оценке вида и стадии глазной патологии (врожденная глаукома, близорукость и др.).

Как правило, у детей при рождении и в младшем возрасте глаз имеет гиперметропическую рефракцию — дальнозоркость (по данным исследований она выявлена в 92,8% всех исследованных глаз в возрасте до 3 лет, нормальная рефракция и близорукость в этом возрасте — соответственно 3,7 и 2%). Степень дальнозоркости составляет в среднем 2,0–4,0D. По мере роста глаза его рефракция смещается в сторону нормальной. В первые 3 года жизни ребенка происходит интенсивный рост глаза, а также уплощение роговицы и особенно хрусталика.

Роговица

Роговица — это основная преломляющая структура глаза. Ширина (или горизонтальный диаметр) роговицы у новорожденных в среднем 8–9 мм, к году — 10 мм, к 11 годам — 11,5 мм, что почти соответствует диаметру роговицы у взрослых. Рост роговицы, увеличение ее размеров происходит за счет растягивания и истончения ткани.

Толщина центральной части роговицы уменьшается в среднем с 1,5 до 0,6 мм, а по периферии — с 2,0 до 1,0 мм.

Радиус кривизны передней поверхности роговицы новорожденного равен в среднем 7,0 мм, с возрастом происходит некоторое ее уплощение и к 7 годам кривизна составляет в среднем 7,5 мм, как и у взрослых (кривизна роговицы может варьироваться от 6,2 до 8,2 мм, в зависимости от вида и величины рефракции глаза).

Преломляющая сила роговицы изменяется в зависимости от возраста обратно пропорционально радиусу кривизны: у детей первого года жизни она составляет в среднем 46–48 D, а к 7 годам, как и у взрослых, — около 42–44 D. Сила преломления роговицы в вертикальном меридиане почти всегда примерно на 0,5 D больше, чем в горизонтальном, что и обуславливает, так называемый, «физиологический» астигматизм.

В первые месяцы жизни ребенка роговица малочувствительна вследствие еще не закончившегося функционального развития черепных нервов.

В этот период особенно опасно попадание в конъюнктивальный мешок инородных тел, которые не вызывают раздражения глаз, боли и беспокойства ребенка и, следовательно, могут привести к тяжелым повреждениям роговицы (кератиту) вплоть до ее разрушения.

В дальнейшем чувствительность роговицы повышается и у годовалого ребенка она почти такая же, как и у взрослого. См. строение роговицы глаза.

Радужная оболочка

Радужная оболочка — это передняя часть сосудистой оболочки глаза, образует вертикально стоящую диафрагму с отверстием в центре — зрачком, регулирующим поступление света внутрь глаза в зависимости от внешних условий. Радужная оболочка может иметь различную окраску — от голубой до черной. Цвет ее зависит от количества содержащегося в ней пигмента меланина: чем больше пигмента, тем темнее радужная оболочка; при отсутствии или малом количестве пигмента эта оболочка имеет голубой или светло-серый цвет. У детей в радужной оболочке мало пигмента, поэтому у новорожденных и детей первого года жизни она голубовато-сероватая. Окончательно цвет радужки формируется к 10–12 годам. У детей грудного возраста плохо развиты мышечные волокна, расширяющие зрачок и поэтому зрачок узкий (2–2,5 мм). К 1–3-ем годам зрачок приобретает размеры, характерные для взрослых (3–3,5 мм).

Хрусталик

Хрусталик — вторая важнейшая оптическая система, на долю которой приходится около одной трети преломляющей силы глаза (до 20,0 D).

Хрусталик обладает свойством изменять кривизну своей передней поверхности и приспосабливать глаз к ясному видению предметов, расположенных на различных расстояниях (функция аккомодации). Форма и величина хрусталика существенно меняется с возрастом.

У новорожденных форма хрусталика приближается к шаровидной, его толщина составляет примерно 4 мм, диаметр — 6 мм, кривизна передней поверхности — 5,5 мм.

В зрелом и пожилом возрастах толщина хрусталика достигает 4,6 мм, а диаметр — 10 мм, при этом радиус кривизны передней поверхности увеличивается до 10 мм, а задней — до 9 мм. Соответственно меняется и преломляющая сила хрусталика: если у детей она составляет порядка 43,0 D, то у взрослых — 20,0 D.

Сетчатка

Сетчатка — важнейшая составляющая зрительного анализатора, являющаяся его периферическим звеном.

Сложнейшая структура позволяет сетчатке первой воспринимать свет, обрабатывать и трансформировать световую энергию в нервный импульс, который далее по цепочке нейронов передается в зрительные центры коры головного мозга, где и происходит восприятие и переработка зрительной информации.

Сетчатка является внутренней оболочкой глазного яблока, выстилающей глазное дно. Самым важным местом сетчатки является так называемое желтое пятно (macula) с центральной (0,075 мм) областью (fovea centralis). Эта область наилучшего восприятия зрительных ощущений.

У новорожденного сетчатка состоит из 10 слоев:

  • пигментного эпителия;
  • слоя палочек и колбочек;
  • наружной пограничной мембраны;
  • наружного ядерного слоя;
  • наружного плексиформного (сетчатого) слоя;
  • внутреннего ядерного слоя;
  • внутреннего плексиформного слоя;
  • слоя ганглиозных и мультиполярных клеток;
  • слоя нервных волокон;
  • внутренней пограничной мембраны.

Первые четыре слоя относятся к светочувствительному аппарату сетчатки, а остальные составляют мозговой отдел. После первого полугодия и по мере роста глаза растягиваются и истончаются не только наружные, но и внутренние слои сетчатки.

В связи с этим значительные изменения претерпевает сетчатка в макулярной и особенно фовеолярной (центральной) области: здесь остаются лишь 1-й, 2-й, 3-й и 10-й слои, что и обеспечивает в будущем высокую разрешающую зрительную способность этой зоны. См.

строение сетчатки.

Передняя камера глаза

Передняя камера глаза ограничена спереди задней поверхностью роговицы, по периферии (в углу) — корнем радужки, ресничным телом, сзади — передней поверхностью радужки, а в зрачковой области — передней капсулой хрусталика.

К моменту рождения ребенка передняя камера глаза уже сформирована, однако по форме и размерам она значительно отличается от камеры у взрослых. Это объясняется наличием короткой передне-задней оси глаза, своеобразием формы радужной оболочки и шаровидной формой передней поверхности хрусталика.

Важно знать, что задняя поверхность радужной оболочки тесно контактирует с межзрачковой областью передней капсулы хрусталика.

У новорожденного глубина передней камеры в центре (от роговицы до передней поверхности хрусталика) достигает 2 мм, а угол камеры острый и узкий, к году камера увеличивается до 2,5 мм, а к 3 годам она почти такая же, как у взрослых, т. е. около 3,5 мм; угол камеры становится более открытым.

Во внутриутробном периоде развития угол передней камеры закрыт мезодермальной тканью, однако к моменту рождения эта ткань в значительной мере рассасывается.

Задержка в обратном развитии мезодермы может привести к повышению внутриглазного давления еще до рождения ребенка и развитию гидрофтальма (водянка глаза).

Около 5% детей рождаются с закрытым отверстием слезно-носового канала, но под влиянием слезной жидкости ткань («пробка») в первые дни почти всегда рассасывается, и начинается нормальное отведение слезы. В противном случае, прекращается отток слезы, образуется ее застой и возникает дакриоцистит новорожденных.

Глазница

Глазница является защитным костным остовом, вместилищем глаза и основных его придатков. Характерные особенности глазницы новорожденного состоят в том, что ее горизонтальный размер больше вертикального, глубина глазницы невелика и по форме она напоминает трехгранную пирамиду, ось которой сходится вперед, что иногда может создавать видимость сходящегося косоглазия.

Хорошо развита только верхняя стенка глазницы. В процессе роста, в основном за счет увеличения больших крыльев основной кости, развития лобной и верхнечелюстной пазух, глазница становится глубже и приобретает вид четырехгранной пирамиды, направление оси выравнивается, в связи с чем, увеличивается межзрачковое расстояние.

К 8-10 годам форма и размеры глазницы почти такие же, как у взрослых.

После рождения ребенка зрительный анализатор проходит определенные этапы развития, среди которых основные пять:

  • формирование области желтого пятна и центральной области сетчатки в течение первого полугодия жизни; из 10 слоев сетчатки остаются в основном четыре — это зрительные клетки, их ядра и бесструктурные пограничные мембраны;
  • увеличение функциональной мобильности зрительных путей и формирование их в течение первого полугодия жизни;
  • совершенствование зрительных клеточных элементов коры и корковых зрительных центров в течение первых 2 лет жизни;
  • формирование и укрепление связей зрительного анализатора с другими анализаторами в течение первых лет жизни;
  • морфологическое и функциональное развитие черепных нервов в первые (2-4) месяцы жизни.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector